ticket to the future
(096) 214-77-37

Как написать мотивационное письмо

Как написать мотивационное письмо
Высшее образование

Почти все университеты и колледжи при поступлении требуют, кроме оценок и языкового теста, написать мотивационное письмо. Что это, зачем оно нужно и как его правильно писать?

Мотивационное письмо (motivation letter, letter of intent, statement of purpose) – это небольшое эссе, где вы объясняете, почему вы выбрали эту программу, этот университет, и чем вы, собственно, отличаетесь от остальных кандидатов на поступление. Размер его зависит от требований университета – чаще всего есть лимит на определенное количество слов. Если такого лимита нет – лучше не писать больше, чем на лист А4.

1. С чего начинать

Многие студенты считают, что эссе – это только формальность, главное – оценки и язык. Это не так. Представьте, какое количество студентов поступает в Гарвард или MIT. А зачисление получат только 2-4% всех заявителей. Эссе – это то, что выделяет вас среди конкурентов.

Можно для начала составить резюме, чтобы опираться на него в мотивации – какие курсы посещали, где подрабатывали, какие олимпиады выигрывали. Что хочет знать университет, когда просит вас написать эссе?

  • Что вы за человек
  • Ваше образование и опыт работы
  • Непосредственно ваша мотивация учиться в этом вузе на выбранной программе
  • Навыки письменного общения
  • Умение следовать инструкциям

Также это помогает оценить ваш потенциал.

Продумайте, о чем будете писать. Не затягивайте с этим. Большинство вузов закрывает прием документов на сентябрь 1-15 января. А эссе лучше начинать писать в октябре, чтобы было время переписать и исправить что-то. Вам сейчас кажется, что текст гениальный. Прочитайте его через неделю – и вы увидите недостатки.

2. Что писать.

Вам нужно объяснить, почему вы выбрали этот университет и специальность, доказать, что выбор был взвешенным. К примеру, если вы поступаете на программирование, расскажите, чем вас привлекает эта специальность, какие языки знаете, какие программы успели написать, даже если они кажутся вам незначительными, какие курсы посещали, что повлияло на ваш выбор. Вариант «Родители сказали, что в этой сфере высокие зарплаты, а я хорошо знаю математику» не подойдет. Расскажите о себе, своих достижениях и опыте, но в меру и обязательно аргументированно. Я староста класса, два раза занимал второе место в МАН по специальности, играю на скрипке и укулеле – это вас характеризует как лидера, академически успешного и разносторонне развитого студента. Ваша социальная позиция также немаловажна, большую роль играет волонтерский опыт, поэтому не забудьте его упомянуть, рассказывая о себе.

Изучите свою программу. Если вы собираетесь поступать на глобальную экономику – не стоит писать, что вы планируете открыть свой бизнес. Напишите лучше, как ваш предыдущий опыт соотносится с программой. Или, если подаете документы на факультет антропологии в Лондонскую школу экономики и политических наук, не пишите о своем интересе к биологической антропологии, так как они специализируются на социальной.

Если поступаете на магистратуру, посмотрите, какие научные работы писали профессора университетов и укажите, как они перекликаются с вашими исследованиями.

Напишите свои планы на будущее, и как программа поможет вам их реализовать.

Расскажите, какой вклад вы планируете внести, обучаясь в университете.

3. Как писать.

Будьте лаконичны, пишите простым языком, без заумных фраз. Представьте, сколько писем проходит через каждого члена приемной комиссии. Мы все люди, мы все устаем. К вечеру он уже не будет воспринимать тонны вашего текста. Очень часто худшие письма – у филологов, а лучшие – у ребят технических специальностей, потому что они все пишут кратко и по сути, при этом очень структурированно.

Будьте оригинальны, особенно во вступлении. По той же причине большого количества заявок вам надо выделиться и запомниться. К примеру, одна студентка написала мотивацию с точки зрения своего коня. Смешно? Зато ее зачислили. Читайте инструкции. Если в требованиях к эссе указано, что не должно быть больше 500 слов – 501 слово уже не пройдет. Если вас просят написать о двух последних достижениях, а вы напишете об одном или пропустите этот пункт вообще – ваш рейтинг это никак не поднимет.

Если вы подаетесь в несколько университетов – пишите для каждого отдельное эссе, даже если программа одинаковая.

Написали? Перечитайте и сократите. Еще сократите. Обязательно! проверьте текст на наличие ошибок и снова сократите. Можете выделить что-то абзацами, пунктами и т.д., чтобы не было одной сплошной простыни текста – она плохо читается.

4. Что НЕЛЬЗЯ писать.

Не хвастайтесь. Не рассказывайте о том, что вы лучший студент (если это так, за вас все расскажут оценки), что все просто ахнули, когда вы представили свою научную работу (если она настолько актуальная, это и так все поймут) и т.д. Не льстите университету/преподавателям.

Не пишите эссе по примеру, взятому из интернета или у друга, даже если копируете только структуру, а текст переписываете «под себя». И тем более, не списывайте целые фразы. Это самая распространенная ошибка среди выходцев из стран СНГ, так как у нас долго не проверяли работы на плагиат. Вы же оригинал, а не подделка – вот и пишите сами. Ведь у каждого свой оригинальный стиль изложения мыслей.

Не нойте и не критикуйте. Особенно часто нам приходится видеть, как отзываются плохо о своей стране, несправедливости учителей, недостатках системы образования. Это вас показывает не с лучшей стороны. Не будьте чрезмерно откровенны.

И главное, помните: грамотно составленное мотивационное эссе – это 50 % успеха, остальные 50 % - ваши оценки, знания языка и другие достижения